НДС: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Юлия Хачатурян, генеральный директор

NIKA, RISK PLAN

«Планово-экономический отдел» №2 2016

Представители среднего и крупного бизнеса уже столкнулись с проблемами, причиной которых стало изменение порядка проверки декларации по НДС и появление системы Big Date. Одним налогоплательщикам были заданы вопросы и предъявлены претензии по результатам камеральных проверок; у других сторонников работы с фирмами- однодневками (использовавших, как правило, буферные конструкции) камеральные проверки проходили на удивление гладко, однако через некоторое время их ждала встреча с налоговиками в рамках выездной проверки, а иногда и возбуждение уголовного дела.     Если же фирма продолжает пользоваться обналичкой и у нее еще не было неприятностей с контролирующими инстанциями, то варианта, как правило, два – или сам бизнес небольшой; или до такого налогоплательщика у налоговиков еще не дошли руки и приезд инспекторов для компании (очень часто вместе с правоохранительными органами) еще впереди.

Откуда они знают, что все компании, входящие в нашу холдинговую структуру – это единый бизнес? – этот вопрос очень часто задают владельцы бизнеса, в котором проходит проверка. При ее проведении налоговики часто прямо заявляют, что прекрасно понимают, что все предприятия холдинга де-факто одно большое юридическое лицо, и что отдельные фирмы де-факто контролируются одной группой лиц. Во-первых, у налоговых органов более чем хорошее информационное обеспечение, позволяющее выявлять схемы; во-вторых, порою сложно не догадаться, что компании, находящиеся по одному адресу, занимающиеся одинаковой (или логично дополняющей друг друга деятельностью) и имеющие пересечения по ряду других признаков являются фактически одним единым бизнесом.

Как же теперь осуществлять оптимизацию текущего НДС и налога на прибыль?

На самом деле оптимизировать их, безусловно, надо вместе, так же как и другие налоги (сборы), а так же одновременно проводить работу по минимизации налоговых рисков компании; усиления контроля за элементами, входящими в холдинг, и решению иных задач в рамках данной структуры.

Необходимо понимать, что налог на прибыль и НДС – налоги, имеющие разную структуру и специфику, а потому в основе их оптимизации лежат разные принципы.

Оптимизация НДС гораздо сложнее, чем оптимизация налога на прибыль.

Автору данной статьи приходилось не раз общаться с финансистами , которые, увидев рекламу семинаров по минимизации НДС, посещали их, надеясь узнать то, что поможет им выйти из той ситуации, в которой они оказались (руководитель требует от финансового директора или бухгалтера минимизировать НДС и найти замену обналичиванию, а тот не знает, как это сделать), а уходили оттуда от туда недовольные результатом.

В чем же причина? Вроде бы и 8 часов семинара им о планировании НДС рассказывали, а почерпнуть для себя и своей работы оттуда было нечего. Дело в том, что оптимизацию налога на добавленную стоимость можно разделить на несколько разных видов:

А) оптимизацию оборотного НДС.

Фактически, в результате такой оптимизации НДС фирма не платит меньше, а переносит его уплату на более поздний налоговый период. Использование таких способов необходимо, когда есть дефицит наличных оборотных средств. Такая ситуация характерна, например, для генподрядных организаций: заказчики опаздывают с оплатой, а подрядчики требуют оплаты своей работы, поэтому каждая пришедшая копейка на счету. Для налогового планирования НДС с авансов используют такие схемы работы как займ, оплата по предварительным договорам и пр. От оптимизации оборотного НДС необходимо отличать манипуляции с агентским НДС. (Они имеют место, когда, например, операции, в которых российская компания является агентом по НДС в отношениях с иностранным контрагентом из операций, где местом реализации является Россия, пытаются переделать в операции, местом реализации Россия которых не является). Видимого толка и экономии денежных средств от данных манипуляций мало, так как при грамотном оформлении договора агентский НДС российская сторона может принять к вычету.

Б) Оптимизацию таможенного НДС

В) Оптимизацию НДС в крупных разовых сделках

(продажа недвижимости, оборудования (основные средства, на которых работает компания) и пр.) В таком случае могут быть использованы различные схемы с реорганизацией предприятия, долями, имеющие длительный период реализации и относительно высокую стоимость внедрения. Например, реорганизация проходит долго, требует финансовых вложений, в том числе связанных с увеличением нагрузки юристов и бухгалтеров; так же она сопровождается выездной налоговой проверкой (в связи с чем данный способ оптимизации применим только для белых юридических лиц) и т.д. Схемы с долями так же предполагают потерю контроля над фирмой и передачу прав на нее другим лицами и пр. Иначе говоря, эти способы невозможно использовать для четвертого вида оптимизации —

Г) Оптимизации текущего НДС.

И именно этот вид оптимизации волнует владельцев бизнеса и бухгалтеров больше всего. Иначе говоря, это оптимизация текущих продаж (тканей, продуктов питания, оборудования (когда продажа оборудования является ежедневной деятельностью предприятия – не путайте с разовой продажей своих основных средств). В таких случаях невозможно применить методы, аналогичные методам оптимизации НДС в крупных сделках  и… именно о ней меньше всего рассказывают на семинарах. Еще хуже – когда рассказывают о псевдо-белых схемах, притянутых за уши типа некоторых вариантов агентской, когда оба контрагента делают вид, что не понимают, кто из них должен заплатить НДС. Понятно, что такие схемы легко выявляемы, а НДС в них просто воруется.

Для грамотной минимизации текущего НДС необходимо учитывать его природу. А она такова, что в большинстве ситуаций (из которых могут быть исключения) оптимизация НДС строится на принципе сообщающихся сосудов. Чем меньше вы заплатите – тем меньше к вычету примет ваш контрагент. Грубо говоря, если вы нашли способ, как заплатить НДС в казну вместо 200 рублей, 100, то и ваш партнер, которому вы оказываете услуги, примет к вычету вместо 200 рублей 100. Поэтому многие консультанты советуют перейти налогоплательщику в безендеэсное плавание и вместо фирмы на ОСНО сделать много юридических лиц на упрощенке; остаться на ОСНо, но укладываться в лимит по выручке, при котором НДС не платится НДС и пр.

Однако следование таким советам не всегда  возможно на практике, т.к. при полном отсутствии НДС, во-первых, часть клиентов может отказаться от работы с таким контрагентом;

б) очень часто компании важно сохранить центральную компанию в холдинге на ОСНо

в) очевидно, что разбивая в прошлом единую компанию на ОСНо на кучу юридических лиц ее владелец преследует цель получения необоснованной налоговой выгоды.

Поэтому очень часто оптимизация налога на добавленную стоимость – это индивидуальная кропотливая работа, в результате которой может быть найдено красивое решение по оптимизации НДС (например, для оптимизации вы сможете сыграть на разных ставках входящего (по материалам НДС (Пример 1) и исходящего (продукции); сделать различными способами так, чтобы выручка была разделена на две части (облагаемую и необлагаемую НДС и т.д.; а может быть и не найдено.

Пример 1

Например, пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ предусмотрена пониженная ставка НДС 10%, например, для игрушечной продукции. При этом ставка налога для материалов, из которых они изготавливаются,  может быть равна 18%

Пример 2

Единая стоимость товара может быть разделена на две части. Основная стоимость товара + услуги по предпродажной подготовке. Основные услуги оказывает одна компания (на ОСНО), услуги по предпродажной подготовке – другая (на УСН) Впрочем, бывают ситуации, когда для разделения выручки на облагаемую и необлагаемую НДС, вторая вспомогательная компания и вовсе не нужна. Кроме того, при оптимизации важно не потерять тот НДС, который вы получаете от своих контрагентов (именно этим плох совет перейти в безендеэсное плавание по всему холдингу). Ведь выплаченный продавцом на ОСНо в бюджет НДС оказывается попросту выброшенным. Иначе говоря, решить проблему оптимизации текущего НДС достаточно сложно. Однако грамотный анализ ситуации вашего предприятия и использование нестандартных идей может помочь вам это сделать.

Прочитать другую статью про налоговое планирование:

ВЫДЕЛЕНИЕ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСА: ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ЭФФЕКТА

Или посетить наши мероприятия:

Мастер-классы_Налоговое планирование

Яндекс.Метрика