О важности деталей при налоговом планировании

Недавно мне рассказали следующую ситуацию и попросили дать ей оценку с точки зрения наличия налоговых рисков. Сеть ресторанов вместо того, чтобы принимать поваров по трудовому договору на работу сразу, оформляло с ними ученический договор. Через три месяца работника брали в штат. Целью подобных действий была экономия в течение трех месяцев страховых взносов. «А что, поваров как-то аттестуют по итогам этих трех месяцев и устанавливают другой разряд?» — спросила я. Выяснилось, что нет. Да и полученного за три месяца ученичества опыта вряд ли хватит для установлению сотруднику более высокого разряда.

Моя оценка налоговых рисков была следующей: ТК РФ в новой редакции требует устанавливать в ученическом договоре квалификацию, приобретаемую учеником. Если никакой новой квалификации он не приобретает — то сам факт заключения ученического договора весьма сомнителен, и уж тем более сомнительно использование льготы по страховым взносам. И если сегодня фонды не проверяли данного налогоплательщика, то не факт, что завтра, то есть в 2017 г., когда администрирование страховых взносов станет иепархией налоговиков — последние не проверят правомерность пользования льготой и не доначислят взносы, штрафы и пени.

На самом деле я могу очень долго рассказывать об ошибках, которые делали люди, пытавшиеся самостоятельно оптимизировать налоги: одни выводили деньги на офшоры и не учитывали, что их задолженность является контролируемой; другие, чтобы минимизировать страховые взносы, пытались распределить дивиденды в некоммерческом юридическом лице (напомним, что некоммерческие юридические лица могут создаваться обычными физическими лицами); третьи собирались продать недвижимость через офшор и думали, что таким образом получат налоговую экономию. И все эти «ляпы» допустили в налоговом планировании (или собирались допустить) крупные компании с большими оборотами.

Подход у многих владельцев бизнеса (да и у вновь испеченных консалтинговых компаний) к налоговому планированию следующий: главное — узнать схему (а еще лучше несколько) — и все будет отлично. Ну узнали когда-то спрашивающие меня о рисках владельцы бизнеса о схеме с ученическим договором. И что? Помогло это им?

Если вы собрались заниматься белым налоговым планированием (с черным и серым все ясно, но в связи с усилением контроля такими методами пользоваться все более и более проблематично, хотя и с «белыми» схемами оптимизации не все так уже гладко) — вы столкнетесь с тем, что готовые налоговые схемы, о которых вы узнали, не будут вам подходить,

потому что ваш контрагент не захочет работать на новых условиях, появление которых предполагает данная схема, потому что данную налоговую схему вы не сможете использовать в связи с нормами корпоративного законодательства,

потому что в вашей ситуации вы попадете под другие нормы Налогового кодекса и вместо налоговой экономии вы получите дополнительную налоговую нагрузку, п

потому что самостоятельно вы не сможете минимизировать налоговые риски ее применения и т.д., и т.п.

Потому что две налоговые схемы, о которых вы узнали, не могут быть применены вместе, а одна желаемой налоговой экономии не дает. Я могу еще долго рассказывать, почему узнанная налоговая схема в ваш бизнес не вмонтируется на конкретных примерах, плачевные последствия которых мы видели. А потом вдруг выяснится, что никакая налоговая схема вам вообще не была нужна, а вы могли воспользоваться законными налоговыми льготами в вашем случае, о коих просто не знали.

В любом случае любая схема в налоговом планировании нуждается в первоначальной критической оценке относительно того, подойдет ли она вашему бизнесу и тщательной проработке всех деталей.

 

Яндекс.Метрика