19 августа, г. Москва, МАСТЕР-КЛАСС «Контроль за налогоплательщиком, оценка и минимизация налоговых рисков в холдинговых структурах»

ПРЕМИИ И СКИДКИ: ЧТО ВЫГОДНЕЕ?

 

«Справочник экономиста» № 6 2014

Юлия Хачатурян,

генеральный директор компании

NIKA, RISK PLAN

Допустим, ваш покупатель просит ему вернуть часть цены за определенный объем закупок. Необходимо понять, каким образом будет происходить налогообложение в данном случае. Возвращенная часть может считаться и премией, и скидкой. В зависимости квалификации вас ждут и разные налоговые последствия такого «подарка» покупателю. Разница между скидкой и премией состоит в следующем. Скидка уменьшает первоначальную цену товара, премия же не участвует в формировании его цены. Как разобраться, чем является возвращенная покупателю денежная сумма и какие налоговые последствия влечет ее возвращение – мы разберемся в данной статье.

Новелла законодательства

В 2013 г. в НК РФ появилась новелла, касающаяся налогообложения так называемых премий контрагенту, закупающему товар, например, за большой объем закупок продукции или своевременно оплатившему продукцию. Раньше налогообложение таких операций вызывало затруднение и споры с налоговиками. Самым сложным вопросом был – что должно произойти с «входящим» НДС у покупателя. Допустим он купил товар за 118 рублей, включая 18 % НДС. 50 % суммы ему в виде премии  вернули. Сохранится ли у покупателя право на вычет в размере полной суммы (18 рублей) или так как сумма товара вроде бы как уменьшилась в два раза и налоговый вычет должен «ужаться» до 9 рублей? И должен ли поставщик скорректировать свой исходящий НДС до этой же суммы? Ответ на вопрос зависел от того, идет ли речь о промышленных или продовольственных товарах. Президиум ВАС в постановлении от 7.02.2012 года № 11637/11 высказал следующую позицию. Премия по договору поставки промышленных товаров – это один из видов торговой скидки. Значит, она формирует цену товара, т.е. он становится дешевле (в нашем примере в два раза). Следовательно — делали вывод из постановления ВАС налоговики, — и покупатель, и продавец  должны уменьшить входящий, и исходящий НДС соответственно. Поэтому до 2013 г. в случае получения таких премий, приобретатель товара должен был восстановить НДС в части, на которую была уменьшена цена товара за счет премии. Относительно продовольственных товаров действовали совсем иные правила. Нормы закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ, гласят, что премии и бонусы за покупку таких товаров не оказывают влияние на их цену. А значит, и НДС по таких продуктам корректировать не нужно. Эта же позиция была высказана в письме Минфина РФ от 3.09.2012 г. № 03-07-15/120. В 2013 г. в НК РФ были внесены поправки. (в п. 2.1. ст. 154 НК РФ).

Суть поправок:  премии не уменьшают налоговую базу по НДС у продавца и размер вычетов у покупателя. Исключением является случай, когда уменьшение стоимости товаров (работ, услуг) прямо предусмотрено договором. В таком случае продавец должен будет уменьшить НДС, начисленный на реализацию товара, а покупатель восстановить НДС, принятый к вычету. Правда, эта оговорка в НК РФ действует только в отношении промышленных товаров. Установить иной порядок, отличный от общего правила НК РФ, в договоре продавцы продовольственных товаров, в отличии от продавцов промышленных товаров, не вправе. Такого мнение Минфина (высказано после вступления в силу поправок в НК РФ в ПИСЬМЕ от 18.09.13 № 03-07-09/38617). В частности, Минфин обратил внимание на следующее. п. 4 ст. 9 Закона № 381-ФЗ сказано, что вознаграждение, выплачиваемое продавцом покупателю за определенный объем закупок подлежит включению в цену договора и не должен учитываться при определении цены продовольственных товаров. Поэтому, какими бы ни были условия договора такая премия не изменяет стоимость ранее поставленной продукции. Соответственно, основания для корректировки налоговой базы у продавца и выставления им корректировочного счета-фактуры отсутствуют.

Что выгоднее?

Очевидно, что если оба юридических лица находятся на общей системе налогообложения, то налоговой выгоды в рамках обоих юридических лиц не возникнет ни при том, ни при другом варианте. Однако тот или иной способ оформления отношений может быть выгоден той или иной стороне с точки зрения налоговых последствий. При оформлении данной выплаты как премии не влияющей на стоимость товара, продавщик платит «лишний» НДС. При оформлении выплаты как скидки, наоборот, НДС будет меньше. Обратные правила действуют для приобретателей товара.   Таким выводом заканчивалась статья. А теперь произведем нехитрые расчеты. Допустим, вы продали товара на 1000 р. + 180 р. НДС, затем за объем закупок 500 р. вы вернули в виде премии покупателю. Получается, что фактически за товар вы получили 500 р., а НДС заплатили как с 1000 р. и наоборот. Ваш покупатель купил товар де-факто на сумму около 500 р., а входящий НДС получил, как если бы товар стоил 1000 р.

 

Ознакомиться с другими материалами по налоговому планированию:

ВЫДЕЛЕНИЕ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСА: ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ЭФФЕКТА

Или посетить наши мероприятия:

Круглый стол по налоговому планированию

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Блог

В нашем блоге собраны материалы, написанные специалистами нашей компании о налоговом планировании, налоговом контроле, налоговых проверках, правовых и экономических вопросах.. Подавляющая часть этих материалов — это статьи, комментарии, правовые заключения, ответы на вопросы, которые были опубликованы в различных деловых и научных изданиях(около 99%).  Оставшаяся часть — это ответы на вопросы, данные письменно посетителям наших вебинаров или семинаров; различные кейсы, правовые новости; мнения по отдельным вопросам и т.д.  Мы категорически против того, чтобы наши публикации копировали и размещали на чужих форумах даже при наличии ссылки, даже индексируемой. Ознакомиться с содержанием блога:

Яндекс.Метрика