5 вредных советов для вашего бизнеса

5 вредных советов для вашего бизнеса

Юлия Хачатурян,

Генеральный директор компании NIKA, RISK PLAN

"Справочник экономиста" № 5, 2017 г.

Анонс

В данной статье будут рассмотрены советы, которые очень часто дают бизнесменам…И рассмотрены последствия, к которым они могут привести.

Совет 1: Если вам нужен исполнитель – обратитесь к фрилансеру, а не в фирму, ибо, как гласит одна известная реклама «зачем платить больше, если результат один и тот же?» Во-первых, труд фрилансера будет стоить гораздо дешевле, во-вторых, мелкие фирмы – это те же бывшие фрилансеры, которые зарегистрировали свою деятельность.

На самом деле привлекая на работу фрилансера зачастую необходимо проявить осмотрительность гораздо большую, чем при выборе компании-исполнителя услуг, а иногда лучше и отказаться от идеи обратиться за помощью к тому, кто «живет на вольных хлебах».

Приведем несколько конкретных примеров и затем проанализируем их.

Пример 1. Один наш знакомый обратился к техническому специалисту-фрилансеру за разработкой модуля для сайта, заплатив за это около 600 долларов. Через некоторое время выяснилось, что модуль имеет изъяны. Однако даже за дополнительную плату «чрезвычайно занятый» фрилансер исправлять свои ошибки отказался.

Пример 2. Другой знакомый через сервис поиска фрилансеров нашел вебмастера, который должен был увеличить скорость работы сайта. Работу мастер выполнил, однако через пару дней выяснилось, что часть функций на сайте просто отвалилась и исправлять что-либо мастер отказался.

Пример 3. Фрилансер, найденный через биржу фрилансеров, нарисовал за небольшую плату компании логотип. Через некоторое время выяснилось, что на 90% это было изображение, заимствованное у другой компании, которая и предъявила претензии данной фирме. Фрилансера же уже и след простыл.

Пример 4. Один владелец бизнеса нашел дешевого копирайтера для написания рекламных текстов для своего сайта. Через некоторое время ему пришла претензия из журнала. Выяснилось, что практически все тексты – рерайт журнальных статей.

 

Таких примеров можно приводить еще много. Но суть в следующем.

Заказчик, даже платя деньги за выполнение работы, после нее не может сразу же оценить ее качество.

П.1.Скрытые недостатки в работе можно обнаружить по истечении какого-то времени, когда сама работа уже оплачена.

П.2. Дополнительный вред заказчику, нанесенный в процессе работы, еще позже.

П.3. О вреде, причиненном действиями исполнителя третьими лицами можно узнать только если они впоследствии предъявят претензии.

 

1. В первом случае разбираться в «чужой похоронке» и исправлять чужие недостатки последующему мастеру будет гораздо тяжелее, чем тому, кто знает, что он исправлял и разрабатывал.

2. Кроме того (п.2, 3), очевидно, что отдавая кому-то деньги за работу мы рискуем не только этими деньгами. Своими действиями исполнитель может причинить нам убытки, которые будут во много раз превышать стоимость самой работы: так, компании, незаконно использовавшей логотип, пришлось выплачивать компенсацию правообладателю; бизнесмену из примера 2 платить уже другой компании значительную сумму компании, чтобы она вернула функционал сайта. Если компенсацию этих затрат (оплату труда работника, дорабатывавшего модуль, исправлявшего ошибки, выплату денег за незаконное использование логотипа) в силу норм законодательства можно получить с лица, с которым у нас есть официальные отношения, то взыскать что-либо с неизвестного недобросовестного фрилансера невозможно в принципе (иногда его просто невозможно найти). Более того, многие из них еще до начала работы начинают весьма активно сопротивляться при просьбе предоставить идентифицирующие лицо сведения.

Пример 5. Так получилось, что у нашей компании 2 логотипа. Когда разрабатывался первый, мы решили обратиться к фрилансеру, нашли на одной из бирж исполнительницу, работы которой показались интересными и связались с ней. При просьбе предоставить стандартный набор сведений о себе у нее начинается истерика: «Как! Вначале вы хотели только логотип, а теперь вам уже нужны и сведения обо мне и налог вы с оговоренного изначально вознаграждения собрались удержать?!» Объясняем потенциальной исполнительнице, что НДФЛ мы прибавим к сумме, которую она должна получить на руки, и сверху естественно мы заплатим страховые взносы. Но провести официально оплату неизвестно кому через наше юридическое лицо мы естественно не можем. Но она еще какое-то время продолжает возмущаться. Возникает вопрос, чем обусловлена такая реакция, если человек рисует логотипы сам, а не крадет чужие, за что потом отвечать нам? Закончилось все тем, что за прорисовкой логотипа мы обратились к индивидуальному предпринимателю, который не шифровался, не впадал в состояние транса при словах «официальная оплата» и отвечал за результаты своей работы.

Значит ли это, что к фрилансерам не стоит обращаться вообще? Безусловно, есть исполнители, которые качественно делают свою работу. Наверняка есть среди них и те, что выполнят работу лучше, чем зарегистрированные ИП или компании. Понятно, что некачественную работу может выполнить и фирма и обращаться к ней с претензией, если потери символические, вряд ли кто-то будет даже при наличии прав у заказчика предъявить иск. (с недобросовестной фирмой просто перестанут сотрудничать в будущем). Но ведь возможна ситуация, когда потенциальные потери от работы горе-мастера могут быть большими? На этот случай хорошо бы иметь как минимум исполнителя-идентифицируемое лицо, а не некого неизвестного Васю.

Поэтому, к фрилансерам, на наш взгляд, можно обратиться, как минимум если:

а) работа простая и своими действиями исполнитель вряд ли сможет причинить компании какой-либо вред;

б) при выполнении более сложной работы оформлять все отношения официально, получив все сведения об исполнителе;

в) Эти действия не освобождают от необходимости тщательно предварительно проверить квалификацию фрилансера).

Совет 2 Лучше купить дорогое и качественное, чем дешевое.

Этот совет бы работал, если бы дорого стоили только качественные вещи (материалы, сырье и т.д.). Однако цена на вещь не гарантирует ее качества. Наверняка и в обыденной жизни вы сталкивались с ситуацией, когда заплатив за вожделенную вещь продавцу приличную сумму, вы с удивлением обнаруживали ее же, продающуюся в десять раз дешевле в другом магазине. Еще хуже – когда восхищавший вас товар терял свой вид уже через месяц после покупки. К сожалению, дешевые вещи не перестают быть дешевыми, даже если они дорого стоят. Завышенная цена может быть следствием разных причин: наглости продавца, его неосведомленности (он закупил некачественные вещи дорого и перепродает их; он закупил материал недостаточного качества для своего производства и сшил из него товар и т.д.) В любом случае посыл: «дорогое, автоматически значит качественное» - не верен. Правильный посыл: «Качественная вещь, как правило, стоит дорого, но если вещь дорогая, это не означает автоматически, что она качественная». И если в обычной жизни, чтобы не попасть впросак желательно иметь знакомого-эксперта в той или иной области (например, того, кто может отличить настоящий камень от подделки, если вы покупаете ювелирные изделия), то в бизнесе наличие такого специалиста обязательно.

Пример 6

Один наш знакомый бизнесмен решил расширить свой небольшой бизнес и открыть швейное производство в своем небольшом городе. При закупке тканей он ориентировался на их высокую цену. Однако красивые вещи, сшитые из купленного им трикотажа, теряли внешний вид очень быстро. Разочаровавшись в качестве товара, жители его городка перестали покупать его изделия. Через какое-то время нашел талантливого технолога, который разбирался в тканях и привлек к процессу закупок. И ситуация постепенно начала изменяться в лучшую сторону.

Совет 3. Если ты руководитель – тебе надо научиться руководить. Разбираться же в нюансах работы каждого подразделения (специалиста) не обязательно.

Безусловно, знать досконально работу каждого сотрудника невозможно. Но ее непонимание вообще может привести к плачевным результатам. Можно долго считать, например, что ваш юридический отдел, состоящий из специалистов с дипломами престижных вузов, работает потрясающе, пока однажды на компанию не наложат огромный штраф за совершение действий, правомерность которых юристы подтвердили своей визой. Узнать, что сотрудник допустил ошибку, можно спустя значительное количество времени после ее совершения (а то и вовсе, когда он уже уволился). При этом гарантией качества работы сотрудника (или всего отдела) не может служить ни полученное образование, ни указанные в резюме престижный опыт работы.

Пример 7

Два года нашими сайтами занимался вебмастер, имевший высшее образование в области дизайна сайтов. По мере того как автор статьи вникал в технические вопросы, становилось очевидно, сколько ошибок (вероятнее всего просто по халатности) он допустил. В конечном итоге с мастером пришлось расстаться. Многие его ошибки мега-проблематично исправить в принципе. И до сих пор хочется спросить, как же он умудрился сделать сайт на версии движка, которая к тому моменту разработчиком уже два года как не поддерживалась.

 

Для того, чтобы понимать, хорошего ли специалиста ты привлекаешь для работы (не важно, кто это – штатный начальник отдела или внешний исполнитель) зачастую необходимо разбираться в его деятельности хотя бы на начальном уровне. Сейчас мне кажутся забавными, например, веб-студии с сайтом на котором написано, про «тысячи довольных от их работы клиентов» и «продающие с первого же дня создания сайты, которые вебстудия делает». При том, что поверхностный аудит самого сайта веб-студии показывает массу технических ошибок и посещаемость 7 человек в сутки, пришедших благодаря оплаченной рекламе в сети. Но раньше мы могли бы и обратиться в подобные горе-студии.

Очень много лет назад я работала в отделе кадров крупного структурного подразделения (в нем трудилось около 700 человек) одной производственной компании. Каждый месяц начальник отдела кадров ругалась, что кадровый журнал, который компания выписывала «приходит слишком поздно», Пока однажды секретарь руководителя данного структурного подразделения не рассказал, что вначале ее руководитель читает данный журнал и только потом его отдают в отдел кадров, чем и объясняется задержка. Когда выдалась возможность, я спросила руководителя подразделения, зачем же ей читать данный журнал, ответ бы лаконичным: «Я должна быть в курсе». По предприятию ходили слухи, что руководитель знала (и могла показать) операции на любом станке этого производства.

Возможно, такое въедливое отношение к работе – тоже некий перегиб, но руководители организаций, которые, глядя на спорящего юриста и бухгалтера своей компании и решая, чью сторону занять, исходят из того, кто им кажется авторитетнее (ибо в предмете спора они не в зуб ногой) выглядят крайне странно.

Совет 4. Не надо жадничать, заплатите мне за рекламу и воздастся вам сторицей!

На самом деле реклама, безусловно, важна. Но… владелец бизнеса, как правило, примерно знает, какой вид рекламы работает в его случае и куда надо вкладывать деньги, а использование какого – абсолютно или почти бесполезно. Один знает, что в его случае – надежды на сайт; у другого – на уличных промоутеров; третий – дает рекламу на радио и т.д. , и т.п. Но почему-то некоторых лиц, оказывающих услуги в области рекламы и продвижения эти нюансы не интересует вовсе. И далее владельцу бизнеса начинают упорно пытаться навязать свою услугу по продвижению (именно ту, на которой рекламщик специализируется), при том, что опыт владельца подсказывает, что данный вид рекламы ему вообще не подходит или что вложения не окупятся. Если же обещаниям горе-рекламщика, просящего «большой бюджет» поверили, а потом результаты оказались плачевны, то выяснится, что виновата «некачественная продукция», «неверно организованный управленческий процесс» и пр. В общем, все те факторы, за которые данный специалист, увы, не отвечает.

Совет 5. Зачем платить налоговому консультанту? Возьми чужую схему! Это бесплатно! Пусть ее экспертизу проведут свои штатные бухгалтер и юрист – и работай.

За много лет своей работы в налоговом планировании мне приходилось видеть много людей, которые механически перенесли схему налоговой оптимизации, вычитанную в книге, узнанную на семинаре или услышанную от соседа на свой бизнес и вместо налоговой экономии получали проблемы и убытки. Об ошибках в налоговом планировании я неоднократно писала статьи, поэтому подробно здесь расписывать их не буду. Но… если вы берете чужое готовое решение – хотя бы тщательно его перепроверяйте на предмет того, может ли она работать в ваших условиях и исходите из того, что вероятность того, что готовый шаблон (без какой-либо корректировки) вам подойдет составляет процентов 10.